19.03.2023
Катасонова Екатерина Сергеевна
Отзыв
№15878
Начну издалека! С себя и своей нелюбви к урокам русского языка и литературы в сельской школе моего детства. В то время меня спасала хорошая зрительная память, готовность моей мамы писать за меня сочинения и самодисциплина во время летних каникул, когда надо было прочитать список заданных книг. В советские годы мы были самой читающей нацией в мире, и тем не менее своего первого «горящего» предметом преподавателя словесности я встретила только на первом курсе института ИНОСТРАННЫХ языков. Тогда же, будучи иногородним студентом, я поселилась у своей московской тетушки, квартира которой напоминала филиал Ленинской библиотеки, где царствовали книги, а люди приспосабливались к жизни на небольших, свободных от стопок книг, пятачках. Каким-то неочевидным для меня образом эти два человека развернули фокус моего студенческого внимания: я вдруг увидела, насколько мастерское владение речью, устной и письменной, украшает любого человека, выделяет его, привлекает к нему внимание окружающих, повышает его статус. Сейчас я уже четырежды мама и имею твердую решимость добиваться самыми разнообразными способами интереса, знания и в идеале любви к родному языку и литературе у моих детей. Я иду под этим флагом уже 16 лет и утешаю себя мыслью, что «дорогу осилит идущий»! Ибо путь этот все больше напоминает едва заметную тропинку в джунглях нашей жизни, переполненной гаджетами, ТВ, интернетом, визуальным и информационным низкопробным шумом.
С недавних пор, а именно с сентября прошлого года, мы продираемся сквозь заросли подростковых интересов вместе с замечательным педагогом Вячеславом Анатольевичем Синицыным. Вернее, он продирается, а мы радуемся детским успехам и открытиям за его широкой спиной. Моя вторая дочь Аня учится в 5 классе, где Вячеслав Анатольевич ведет уроки русского языка, литературы, родного языка и занятия по мастерству речи. Эти уроки - наша любимая тема для обсуждений после школы. Потому что мне тоже интересно, что же еще придумал неугомонный Вячеслав Анатольевич! Аня говорит, что ни один урок не похож на другой: «Мы сочиняем частушки, развернуто отвечаем на вопросы анкеты, пишем диктанты, намеренно составленные из нелепых словосочетаний и каламбуров, зашифровываем какой-нибудь текст в рисунки, сами сочиняем тексты из заданных словосочетаний, пишем сказки, смотрим короткометражные фильмы со смыслом и описываем наши эмоции, обсуждаем правила и связанные с ними жизненные истории, играем в слова, слушаем стихи, написанные Вячеславом Анатольевичем, и сочиняем стихи сами!» За этой легкостью, нешаблонностью и многообразием я вижу очень кропотливую домашнюю подготовку учителя к урокам, большое желание донести информацию и умения на понятном детям этого возраста языке, глубокое знание возрастной психологии и редкое терпение. Аня рассказывает: «Вячеслав Анатольевич постоянно шутит, никогда не оценивает негативно наши творческие работы, т.к. «творчество нельзя оценивать», в критических ситуациях вместо порицания тяжело вздыхает: «Ну что ж Вы, матушка…»
К слову, о творческих работах. Все дети в классе пишут стихи! Некоторые весьма успешно. Вячеслав Анатольевич задает первые две строчки, читает свое продолжение, потом подключает учеников. Удивительная вера в детей! Я никогда не писала стихов, мне даже мысли такой в голову не приходило, а тут моя 11-летняя дочь вовсю сочинительствует! Я очень горжусь этим фактом и собираю коллекцию ее сочинений. Вот мое самое любимое…
Мороз пришел в Россию к нам,
Как стало холодно домам…
Дымок из труб весь день идет,
Нам всем покоя не дает.
Летят в дымок снежки и палки,
Хотят присесть на него галки.
Никто не любит наш дымок!
«Хочу забиться в уголок…»
«Не буду на тебя смотреть!»
«Я драться буду! Не шуметь!» -
Кричала ему детвора.
Как этакая мошкара
Назойливо кусает в сердце.
И от обидных этих строк
Хотел заплакать мой дымок.
Но вдруг услышал:
«Ой, привет! Я съел на завтрак семь котлет
И на диване полежал,
Умылся, пчёлкой пожужжал,
Ну, в общем, дел невпроворот,
Я самый серый в мире кот!
Ну а зовут меня Дымок!
Давай дружить с тобой, дружок?»
«Раз так, конечно, буду я дружить!» -
Ответил наш дымок.
С тех пор сидят на крыше два Дымка,
Им вместе веселей!
Пусть будет в мире так всегда,
Ты действуй, не робей!
Особо хочется отметить историко-патриотический компонент уроков Вячеслава Анатольевича. В наше непростое время этого очень недостает в образовательном процессе. Мне кажется, что невозможно привить любовь к родному языку, к литературе, в целом к культуре, если нет фундамента в виде любви к Родине, к ее истории и людям. Вячеслав Анатольевич работает и с этим направлением. Под его руководством дочь участвовала в Московской метапредметной олимпиаде «Не прервется связь поколений – 2023» и стала победителем! Мы изучили наш семейный архив, Аня познакомилась со своим героическим предком адмиралом Михайлиным В. В., с историей его военных подвигов. Я очень рада, что Вячеслав Анатольевич «подтолкнул» дочку к этому знакомству!
А весной наших детей ждет новый речетворческий проект от Вячеслава Анатольевича «Мечтаю. Сочиняю. Рассказываю…» Анонсированы очень интересные задания, направленные на самое разнообразное словотворчество. Уверена, моя коллекция дочкиных «словотворений» пополнится.
В общем, работа в Мастерской кипит! Трудится Мастер, трудятся и юные ученики-подмастерья, овладевают самым важным, очень сложным, но таким нужным инструментом, с помощью которого сотворяют детское, светлое, красивое и обнадеживающее. Огромная удача и везение – встретить такого Учителя в начале своего школьного пути! Ибо Учитель, который увлечен своим делом, не оставляет детей равнодушными! Вячеслав Анатольевич, огромное родительское СПАСИБО!